В рамках Российской креативной недели в Парке Горького: Мария Захарова, Лю Цысинь и еще 700 участников

30.08.2021

С 26 по 29 августа столица креативного мира переместилась в Москву. В Парке Горького прошла вторая Российская креативная неделя — официальное мероприятие Международного года креативной экономики, объявленного ООН.

В ярких павильонах разместились 14 креативных индустрий: дизайн, искусство, IT, музыка и саунд-дизайн, наука и технологии, телевидение, мода, образование, маркетинг, разработка игр и компьютерная графика, издательское дело и журналистика, новые медиа, кино, архитектура и урбанистика. Каждую площадку курировала компания — лидер своей отрасли. 

29 августа на площадке «Новые медиа» состоялась сессия «Российские видеохостинги: основной вектор роста». В эпоху стремительного развития цифровых технологий видеохостинги становятся эффективным способом взаимодействия с потребителем и перспективными площадками для реализации маркетинговой стратегии. Видеохостингами пользуются и крупные корпорации, и начинающие предприниматели, и политические институты. 

Мария Захарова, директор департамента информации и печати МИД России:

«История про наши видеохостинги — это история не про конкуренцию, а про созидание, про творческий процесс у нас внутри. У нас есть все возможности — это и аудитория, у нас огромная страна, наполненная всем, что нужно для создания контента или, как я бы сказала, содержания и для того, чтобы привлекать аудиторию на различных направлениях. Мы — многонациональные, с глубинной историей, с колоссальными историческими, культурными корнями, традициями, с внутренним потенциалом во всех отраслях. Это история не про конкуренцию, не догнать и перегнать, просто это не нужно, не то, чтобы это было невозможно или возможно, как пел Дима Билан: «невозможное возможно». Это история про созидание, про создание продукта, а на самом деле — сферы, отрасли, которых у нас еще нет».

Алексей Назаров, генеральный директор Rutube:

«Новые игроки отъедают долю рынка видеохостинга, живые и динамичные. И это наша первая точка роста, мы — живые и динамичные. Планируем проверять те или иные модели развития и делать ставки на национальную идентификацию. Мы уже размещаем контент Минздрава, Минкульта, МИДа...

Лайки и дизлайки в каком-то смысле являются уже недостаточными инструментами для определения отношения пользователей к какому-либо контенту. Мы планируем тестировать новые инструменты, которые смогут показывать объективное отношение со стороны аудитории».

В рамках деловой программы состоялась сессия «Право интеллектуальной собственности – как защитить свое творчество». Анна Войцехович, директор юридического департамента ПАО МТС, рассказала, как ее компания доносит важность хранить информацию и соблюдать право интеллектуальной собственности до сотрудников, подавляющее большинство которых — программисты, работающие удаленно. Обучение ведется благодаря рабочим группам, оцифрованной системе IP.   

Валерия Брусникина, управляющий IT-проектами Ассоциации IPChain, рассказала о цифровых платформах, которые помогают защитить права на интеллектуальную собственность. По ее мнению, важен мониторинг и популяризация сервисов. 

Юлия Голубева, заместитель генерального директора холдинга «Газпром медиа»:

«Все вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, многоуровневые и философские. И находятся во взаимном влиянии в IT, правоприменительной практике, изменении культуры потребления, в росте профессионализма и расширении юридического кругозора представителей креативных индустрий. Важно создать единый измеритель во всех средах — его отсутствие является барьером для привлечения инвестиций в произдство контента. Для государства, которое оказывает поддержку, эти данные стали бы возможностью более гибко управлять своими инвестициями. Второй важный момент — усилия по борьбе с пиратством. Интеллектуальное право равно успешный бизнес. Без его защиты никаких креативных индустрий быть не может. Меморандум, который заключен между креативными индустриями и поисковыми системами, пока не решает полностью проблему проблему пиратства».

Андрей Кричевский, президент Ассоциации IPChain, председатель комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям:

«Текущая секторальная сделка затрагивает только кино и работает только на рынке кино. Инфраструктура токенов, блокчейн сети — это инструмент, на базе которого можно строить нормальную антипиратскую систему. Иначе у нас снова появятся крепостные музыканты, артисты и т.д.»

Работу площадки «Образование в креативных индустриях» открыла дискуссия, посвященная презентации всероссийского цеха креативных индустрий «Город А», и трёх его ключевых направлений — образовательной программы, конкурса «Город А» и Территории свободного творчества.

Руководитель проекта Михаил Иванов рассказал, что в конкурсе этим летом приняли участие представители 200 городов, 59 регионов, которые представили свою молодежную политику, показали развитие креативных знаний и перспективы развития своих городов. Теперь «Город А» будет масштабироваться: «мы увидели запрос и потенциал наших городов, творцы хотят показать свои проекты».

Марина Абрамова, директор фест-форума «Российская креативная неделя» и ФГБУ «Роскультцентр»:

 «Такие проекты очень важны, они позволяют творческим молодым людям себя проявить, показать свое творчество, но важно не путать понятия «творчество» и «креативная индустрия». Важно понимать, что это пока не индустрия, не бизнес, когда ты создаешь продукт и можешь его продать, представить на рынке, экспортировать. Индустрия отличается от творчества. Но цепочка начинается с человека. 

Возраст большей части тех, кто занят в креативных индустриях — 24-27 лет. И очень важно делать такие проекты для тех, кому 18-20 лет, кто хочет пока показать свое творчество, а впоследствии перейдет в бизнес. Такие проекты дают возможность молодым творцам высказаться, а продюсерам — их увидеть. Таких площадок пока мало, мы будем их поддерживать проект так же, как делаем это с хакатоном «Города», где мы работаем с субъектами, помогаем с нормативной базой. Когда мэр города хочет изменить определенную локацию, ему не к кому обратиться, ведь ресурсов для создания большого количества проектов нет. Мы создаем базу молодых архитекторов, помогаем им получать заказы от мэров разных городов». По мнению Марины Абрамовой, очень важно «пропитчить» проекты молодых креативных команд у инвесторов, правильно их упаковать, применить управленческие навыки. В этом и помогает «Роскультцентр».

На площадке «Издательское дело и журналистика» прошла встреча с самым известным фантастом Китая и одним из самых популярных писателей в мире Лю Цысинем. Мировую известность писатель получил благодаря роману «Задача трех тел», который в настоящее время экранизирует Netflix. Писатель рассказал, что интересуется IT-технологиями и думает, что за ними будущее. Он читает много фантастических романов, одним из лучших считает «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких. Еще одно произведение, которое отмечает для себя Лю Цысинь из русской литературы — «Дубровский» Александра Пушкина. В работе съемочной команды сериала «Задача трех тел» писатель участия не принимает, но наблюдает за всеми процессами и иногда подает идеи. «Главное, чтобы получилось красиво», — шутит автор бестселлера. Еще одна грядущая экранизация будет основана на трилогии «Воспоминания о прошлом Земли», в настоящее время идет работа над сценарием и кастинг актеров. 

На площадке «Музыка и саунд-дизайн» прошел meetup с участием казахстанского диджея и музыкального продюсера Imanbek, получившего премию Grammy, и Кирилла Лупиноса, генерального директора лейбла Effective Records. Участники посоветовали начинающим музыкантам быть осторожнее с долгосрочными контрактами с лейблами, задействовать в продвижении своей музыки социальные сети и работать над своей оригинальностью. А на сессии «Приходи на прослушивание и подпиши контракт с лейблом!» представители ведущих российских лейблов прямо на сцене прослушивали треки, которые принесли зрители, и давали им экспертную оценку.

На площадке «Спецпроекты» состоялся питчинг финалистов всероссийского конкурса проектов в сфере креативных индустрий Art Team. Финалистами конкурса, который провел ФГБУ «Роскультцентр» совместно с Центром кинофестивалей и международных программ при поддержке Фонда президентских грантов, стали авторы 60 проектов из 32 субъектов РФ, выбранные экспертным жюри. Теперь финалисты представили свои работы перед экспертным сообществом. По итогу питчинга жюри выбрало 6 лучших проектов. Стартапы победителей будут реализованы в шести регионах страны при поддержке правительств субъектов федерации. Директор фест-форума «Российская креативная неделя» и ФГБУ «Роскультцентр»: «Проект Art Team, как конкурс и образовательная платформа, дает молодежи такую возможность — восполнить недостающие навыки, улучшить свою идею, рискнуть начать свой бизнес и перевести хобби или мечту в оплачиваемую работу».

Завершила работу фест-форума сессия «Культурный диалог о креативном», на которой организаторы и представители креативных индустрий обсудили перспективы развития Российской креативной недели, ее масштабирование, новые векторы и площадки.

Организаторами Российской креативной недели выступают ФГБУ «Роскультцентр», Российский книжный союз. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Москвы. Партнер Российской креативной недели — ПАО «Новатэк». Генеральный партнер — Сбер. Официальный телекоммуникационный партнер — МегаФон.