Опубликован обзор лучших международных практик поддержки креативных секторов экономики

05.11.2020

Подготовлена аналитическая записка о лучших международных практиках поддержки креативных секторов экономики в контексте COVID-19. Многие из этих секторов оказались в числе наиболее пострадавших, а значительная их часть представлена МСП и нестандартными формами занятости.

В рамках регулярного мониторинга международной повестки в контексте COVID-19 Департамент многостороннего экономического сотрудничества Минэконом подготовил аналитическую записку о лучших международных практиках поддержки креативных секторов экономики. Многие из этих секторов оказались в числе наиболее пострадавших, а значительная их часть представлена МСП и нестандартными формами занятости.

В странах с системной оценкой влияния COVID-19 креативный сектор экономики потерял от 20 до 32% доходов. Особенно сильно пострадали такие отрасли, как кинопроизводство, музыкальная индустрия, изобразительное искусство, реклама, мода, издательское дело. Особый урон понесли компании и работники, чьи доходы зависели от крупных культурных мероприятий.
В то же время такие отрасли, как видеоигры и стриминг получили новый импульс к росту - там прогнозируется рост на уровне +9,3% и +14,4% соответственно.

Ключевыми особенностями креативной экономики, определяющими подходы стран к их поддержке, можно считать: создание первичной добавленной стоимости творческим потенциалом человека; распространенность нетрадиционных форм занятости; незначительный запас ликвидности; высокое значение авторского права; высокая доля малого предпринимательства, а также женщин и молодежи среди занятых; плотное пересечение с некоммерческим сектором.

Для поддержки креативных секторов экономики в период пандемии ряд стран сформировал специальные фонды, в которых предусматривались целевые расходы на отдельные подотрасли креативной экономики. Средства направлялись как в адрес компаний, так и напрямую работникам. Среди основных инструментов: прямая поддержка и субсидии, возврат потерянных доходов, отсрочки и льготы по налогам, кредитные гарантии, единовременные гранты самозанятым. В отдельных случаях применялись и более специфические инструменты: повышение потолка по налоговым льготам для креативного сектора (Бельгия), отчисление части налоговых поступлений в адрес фонда поддержки креативного сектора (Италия), создание специализированных онлайн-платформ (Португалия).

Многие из перечисленных форм помощи также реализуются в Российской Федерации. При этом поддержка для секторов экономики, которые относят к креативной экономике, оказывается опосредованно - в рамках общеэкономического пакета мер поддержки МСП и самозанятых в период COVID-19, а также в адрес отдельных пострадавших отраслей, например, издательского дела.

Вместе с тем, в мировой практике креативные сектора экономики являются предметом государственной политики, рядом правительств (более 30 стран), особенно в странах ОЭСР, были приняты пакеты мер поддержки конкретно в адрес креативных секторов экономики. Более того, в большинстве этих стран действуют долгосрочные программы развития и наборы мер политики в отношении креативных отраслей, в том числе в странах БРИКС и АСЕАН.

Источник: www.economy.gov.ru





Читать ещё